Как воспитателю вовлечь ребёнка с тяжёлыми нарушениями речи в игры.
Основные правила, которых следует придерживаться в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи:
Нарушение речи, коммуникативные трудности ребенка с тяжёлыми нарушениями речи не должны стать поводом минимизировать общение с ним. Наоборот, важно вовлекать ребенка в совместную с остальными детьми деятельность в группе. Несложные правила помогут воспитателю наладить контакт с ребенком с тяжёлыми нарушениями речи и мотивировать его к речевому общению.
Правило 1. Не оставляйте без внимания трудности ребенка. тяжёлыми нарушениями речи не проходят сами. Рекомендуйте родителям посетить с ребенком учителя-дефектолога и педагога-психолога. Заключение специалистов поможет организовать комплексную работу с ними в детском саду. Не ждите спонтанных улучшений, речь ребенка с тяжёлыми нарушениями речи нуждается в целенаправленной коррекции.
Правило 2. Организуйте индивидуальную работу с ребенком. Помните: развитие речи играет важную роль для его развития в целом. Обязательно проводите занятия по рекомендациям учителя-дефектолога. Совместные усилия помогут ребенку с тяжёлыми нарушениями речи справиться с трудностями.
Правило 3. Давайте речевые образцы. Говорите с ребенком ясно, не слишком быстро, полными предложениями и не обязательно длинными. Называйте предметы и действия, которыми он занимается.
Правило 4. Играйте в звуковые игры. Давайте ребенку послушать, какие звуки издают самые разные предметы и живые существа. Просите угадать предмет или животное по звуку.
Правило 5. Повторяйте слова ребенка в более точной и правильной форме. При этом не критикуйте воспитанника. Например, ребенок произносит: «Биби», повторите за ним и скажите правильно: «Биби. Машина».
Правило 6. Развивайте мелкую моторику – тонкие движения руки ребенка. Развитие мелкой моторики стимулирует и развитие речи. Давайте игры, в которых надо шнуровать, нанизывать, раскатывать, брать и перекладывать мелкие или скользкие предметы. Например, бусины, крупинки, гидрогель. Делайте пальчиковую гимнастику. Если есть возможность, используйте игрушки типа бизиборда.
Правило 7. Помогите ребенку отрегулировать дыхание. От спокойного и управляемого дыхания речь улучшается. Предлагайте дуть на легкий бумажный мячик или комочек ваты так, чтобы он долетел до отметки. Предлагайте ребенку раскинуть руки и побегать, широко дыша.
Правило 8. Больше читайте. Используйте способность ребенка обучаться новому путем подражания и наблюдения. Прекрасные источники речевого развития ребенка – книги. Читайте вслух, рассказывайте сказки и истории, описывайте то, что с вами происходило, что вы видели.
Правило 9. Поддерживайте потребность ребенка в общении. Стимулируйте речь. Внимательно слушайте ребенка, но не угадывайте с полуслова. Старайтесь общаться так, чтобы ребенок произнес настолько сложное слово или фразу, какое может сейчас. Повторяйте сказанное им, если вы не поняли, чтобы он произнес еще раз.
Если ребенок стесняется заговаривать с другими детьми или не может это сделать, помогайте: поприветствуйте другого ребенка, покажите, что можно сделать это вместе. Чередуйте речевые игры с играми, в которых вербальное общение не очень важно: классики, снежки.
Правило 10. Не смейтесь над речью ребенка, не передразнивайте и не ругайте за то, как он говорит. Это только ухудшит его речь. Следите, чтобы этого не допускали остальные воспитанники в группе.
Памятка для воспитателей
НЕТ и ДА в работе с ребенком с тяжёлым нарушениями речи
НЕТ
Никогда не вините ребенка. В каждой ситуации общения ребенок с тяжёлыми нарушениями речи пользуется теми коммуникативными навыками, которые ему доступны. Часто ему тяжело формулировать словами свои мысли и чувства. Даже если его сложно понять, помните, что он делает это не назло, а потому что пока не умеет иначе
Не замалчивайте проблемы ребенка. Ни вы, ни родители не должны надеяться что ребенок постепенно сам заговорит. В случае тяжёлыми нарушениями речи так не бывает. Ребенок нуждается в помощи специалистов. При этом воспитатель и родители должны адекватно оценивать возможности ребенка и не усугублять ситуацию своими требованиями к нему
У детей с ТНР нет нарушений интеллекта. Не ищите признаки этих нарушений и тем более не оправдывайте этим трудности ребенка в общении, управлении эмоциями и поведением
ДА
Выполняйте рекомендации учителя-дефектолога. Ребенок с тяжёлыми нарушениями речи требует больше внимания. Чтобы закрепить навыки, которые он получает на логопедических занятиях, важно заниматься с ним индивидуально в группе, пока специалист считает это нужным. Такую же работу должны проводить и родители
Играйте в специальные игры Подбирайте такие игры, которые будут обогащать фонетический опыт, словарный запас ребенка, тренировать мелкую моторику рук, активизировать коммуникативные навыки, стимулировать к речевому общению.
Давайте хорошие речевые образцы. Больше говорите с ребенком, повторяйте правильно слова, если он их произнес с ошибкой. Читайте ребенку обсуждайте прочитанное, ведите диалоги, даже элементарные
Игры и задания, чтобы создавать ситуацию успеха
Тяжёлые нарушения речи требуют специальной и ежедневной работы. Кроме занятий с учителем-дефектологом, важно создавать для таких воспитанников ситуации успеха в режимных моментах, играх, на занятиях в группе. Дети с тяжёлыми нарушениями речи часто замыкаются, обижаются, испытывают неуверенность в себе. Поэтому нужно заранее продумывать для них задания с учетом их индивидуальных особенностей.
В занятия с дошкольниками, среди которых есть дети с тяжёлыми нарушениями речи, включайте разные типы заданий. Например, фонетические игры помогут обогатить их фонетический опыт. Игры на оптимизацию дыхания также будут способствовать речевому прогрессу. От правильного направления воздушной струи зависит правильное произношение звуков. Помимо прочего, такие задания снижают тревогу.
В коре головного мозга центр управления мелкой моторики руки и центр речи находятся максимально близко. Когда мы стимулируем одно, то стимулируем и другое. В этом помогут игры на развитие мелкой моторики.
Ребенку с тяжёлыми нарушениями речи важно получать позитивный эмоциональный опыт, который связан с говорением и общением. Давайте задания, в которых ребенок и сам почувствует, что справится, – театрализованные игры.
Также можно дать ребенку с тяжёлыми нарушениями речи роли в диалогах, когда он должен отвечать короткими репликами или действиями. Используйте маски, которые закрывают лицо. Дайте ребенку посмотреть на его отражение, скажите, что его и не узнать в этой маске. С таким элементом костюма ребенок будет вести себя на утреннике более раскованно. Когда обсуждаете результаты выступления ребенка, обязательно хвалите, не говорите о недостатках.
Подготовила учитель-дефектолог
Харкевич А.П.